"Харьков против "Динамо"?: Зачем "Шахтер" возрождает "жителей Донбасса"

Донецкий "Шахтер" решил раздуть скандал перед матчем с "Динамо" в Харькове

"Харьков против "Динамо"?: Зачем "Шахтер…

14 апреля "Шахтер" примет "Динамо" в Харькове в рамках 27-го тура Премьер-лиги. Разрыв между командами - 6 очков. До завершения чемпионата - 5 туров. Между собой соперники сыграют еще дважды. Теоретическая интрига в борьбе за чемпионство сохраняется. А это значит, что ажиотаж вокруг харьковского матча необходимо подогревать различными методами, чтобы заинтересовать болельщика купить билет или сесть у экранов телевизора, включив "футбольный" телеканал.

Учитывая падение интереса к чемпионату Украины и слабую посещаемость матчей "горняков" в Харькове (на последнюю игру с "Мариуполем" пришел 1631 зритель), на одном статусе "классического" не сильно уедешь. Лучший способ продать товар - это заставить людей его обсуждать. А пиарить матч такого калибра желательно как можно раньше. В "Шахтере" нашли оригинальный выход. Для начала в Харькове они разместили афишу, на которой спросили: "Харьков против "Динамо"?

Далекие от футбола вряд ли увидят в этом что-то страшное и скандальное, а вот ультрас и болельщики, наоборот, только будут подливать масло в огонь. А там - готовый скандальчик, который очень нужен для повышения внимания к игре.

Ультрас действительно отреагировали оперативно. Фанаты киевлян подготовили афишу "Харьков против Рината?"

Ультрас "Металлиста 1925" напомнили "Шахтеру", что харьковчане болеют только за своих.

И имеют право так говорить, потому что во Второй лиге на "Металлист" в матче с "Ингульцом-2" пришли посмотреть 7186 болельщиков. Стоит напомнить, что именно ультрас "Металлиста" активно выступали против переезда "Шахтера" в город.

История была бы исчерпана, если бы кроме афиш на телеканале "Футбол 1", который, как известно, принадлежит владельцу "Шахтера" Ринату Ахметову, не пиарили игру словами об "объединении Харькова против "Динамо".

Также на футбольных билетах "горняки" разместили фото Тараса Степаненко из скандального львовского матча 2016 года, когда он провоцировал киевских ультрас и получил по ногам от Ярмоленко.

Все это - не просто ошибка, которую сначала напоминала афиша, а целенаправленная стратегия. И в ней, с точки зрения маркетологов, вообще нет ничего плохого. "Шахтер" нагнетает ажиотаж и пытается заманить на стадион как можно больше людей. Это их бизнес-модель, которая удачно работала еще до войны. Так называемый критерий "матчдей", приносящий живые деньги: болельщик покупает билет, сувенирную продукцию, еду и напитки, принося клубу прибыль.

После бегства с Донбасса от боевых действий в Киев и Львов "горняки" оказались в сложных условиях и регулярно вляпывались в неприятные истории. То футболки в поддержку воинов АТО на матче с "Карпатами" не оденут, то гимн Украины не включат. Полные стадионы на чемпионате они не собирали, невзирая на огромное количество рекламы в городах, где клуб Ахметова гастролировал, потому что своими за такой короткий промежуток времени стать невозможно. Тем более, что в каждом из городов есть собственный клуб с историей. На еврокубках картина была противоположная, но в основном на матчи приходили болеть за украинскую команду и посмотреть на клубы калибра мадридского "Реала".

Год назад донецкий клуб переехал из Львова в Харьков на постоянной основе. Живут они, конечно, в Киеве, но играют на стадионе "Металлист".

Как ходили на "Динамо"

В сентябре 2016-го на матч "Шахтера" с "Динамо" (1:1) пришло более 39 тыс. фанатов. Тогда "Шахтер" еще не был постоянным в городе. Стадион может вместить 40 тысяч. 26 мая 2017-го на очередном матче людей было меньше из-за отсутствия интриги в борьбе за чемпионство - более 12 тыс. "Динамо" победило 3:2.

Последняя встреча между "Шахтером" и "Динамо" (0:1) в Харькове во втором туре сезона 2017/2018 состоялась в июле прошлого года, собрав чуть более 14 тыс. фанатов.

Возвращение "жителей Донбасса"

Технология провокаций и войны уже давно обкатана в нашем футболе. Как лагерь "Шахтера", так и "Динамо" регулярно обмениваются информационными ударами. У "горняков" есть целых два "футбольных" телеканала с журналистами соответствующей направленности, а также несколько информационных порталов. У "Динамо" - целый ряд сайтов и сообществ в соцсетях, ориентированных на миллионы болельщиков по всей стране.

Скандалы возникают довольно часто, как на футбольном поле - драки, как в упомянутом случае со Степаненко, так и вне его. Вспомните хотя бы 30-й тур прошлого сезона, когда "Шахтер" на стадионе "Динамо" им. Лобановского принимал "Олимпик" и заменил эмблему "Динамо" на свою в пресс-конференц зале. Песенка Срны в самолете - тоже часть позафутбольного хамства.

Реакция от "динамовской" аудитории на все это было очень похоже на сегодняшние события.

С футбольной точки зрения подобные скандалы даже полезны для нашего скучного чемпионата.

Но методы "Шахтера", к сожалению, возрождают умершую нелюбовь к "донецким", которая существовала не только в фанатской среде (вспомните песенку "Спасибо жителям Донбасса за президента пи..раса"), но и в общенациональной в годы Януковича и после его свержения. Потому что Донбасс у украинцев ассоциировался с представителями местной бестолковой элиты, зеком-президентом, соратником которого был главный украинский олигарх Ринат Ахметов, и другими. С качественными кадрами в донецкой верхушке всегда существовали проблемы.

В последнее время на политическом фронте властью немало усилий было направлено на демонстрацию проукраинскости освобожденных от оккупантов территорий, в том числе и в медиапространстве. Взять хотя бы Мариуполь, который стал главным городом украинского Донбасса, в котором играют в футбол, проводят концерты и развеваются украинские флаги.

Забылись и выпады "Шахтера" калибра "играем для Донбасса (про всю Украину почему-то забывали), а после того, как с должности главного тренера еще и скандальный Мирча Луческу пошел, то негатива стало заметно меньше. Логично, что "Шахтер" и его СМИ хорошенько прошлись по "Динамо" после того, как киевляне не поехали в Мариуполь на матч летом 2017-го и проиграли суд в Лозанне. Впрочем, последний случай с Харьковом лишний раз демонстрирует, что из-за таких действий "Шахтера" может возродиться тренд о "жителях Донбасса", которые гадят.

Так или иначе, "Шахтер" - это яркий представитель Донбасса. А все люди из региона, поддерживающие клуб, ассоциируются с его политикой. И когда клуб, который находится в чужом городе - а так будет всегда вплоть до деоккупации Донбасса, - начинает утверждать, что город должен почему-то объединиться против самого популярного и проукраинского "Динамо", это вызывает вопрос: а с какой радости? Почему украинцы на футбольном матче чемпионата Украины должны объединяться против какой-то украинской команды? Это было бы понятно еще в Донецке 2013-го, но не в Харькове 2018-го, где есть собственный клуб, ультрас которого вместе с киевлянами и донетчанами воевали за Украину вместе. К сожалению, такая попытка распиарить матч путем искусственно созданного скандала выходит далеко за сугубо футбольное поле, перетекая в политическое. И наглость отдельных менеджеров "Шахтера" может вылиться в возрождение травли выходцев из Донбасса, с которой, к счастью, в последние годы удалось покончить в массовом эквиваленте.

Самое главное, что подобный идеологический скандал сегодня никому не нужен. В нем не заинтересованы в "Динамо", поэтому на официальном уровне не придавали никакого значения такому поведению. Не хочет этого и власть, ведь в Харькове и без того удалось договориться с местными ультрас, которые не мешают "Шахтеру". Не добавит баллов такой скандал и "горнякам". Вот только там не спешат понять, что футбол от политики в их случае невозможно отделить. Когда-то писали: "Вон из Львова". Скоро напишут: "Вон из Харькова".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Сектор

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme